Название: Changes
Автор: magnolya
Фандомы: Макс Фрай
Персонажи: Макс, Хельна, Шурф
Рейтинг: PG-13
Тип: джен, гет
Размер: мини
Саммари: Новый Шурф - новая жизнь.
Примечания: таймлайн Сновидений, вероятно ау, намек на шурфомакс
читать дальшеМакс никогда не проводил столько времени в компании леди Хельны в своей прошлой жизни. Прошлой жизнью он условно называл все то, что происходило с ним в Ехо до Тихого Города. Иногда за чашечкой камры в кабинете Джуффина он бросал:
- А помнишь, раньше...
И удивлялся тому, как все изменилось за время его отсутствия. Новые древние архитекторы изменяли облик города, кодекс Хрембера усердно переписывался. Улицы были полны чудес и сновидцев, а в трактирах появились новые блюда. Но самое, пожалуй, важное изменение, с точки зрения Макса, происходило с Шурфом: он как никогда был близок к тому, чтобы избавиться от маски сэра Лонли-Локли.
Все, в общем-то, сходились на том, что лишь привычка быть этим самым сэром и удерживает Великого Магистра в стенах Иафаха: пока его дело с кодексом Хрембера не закончено, маска, во-первых, никуда не денется, а во-вторых, не позволит куда бы то ни было деться самому Шурфу. Макс, конечно же, знал, что все далеко не так просто. Однажды, придя в гости к Великому Магистру, он заметил Шурфа на полу своего кабинета с книгой в руках. Все суперважные государственные дела были несколько часов назад отложены в сторону ради очередной находки из библиотеки Семилистника. Когда Шурф обратил внимание на гостя, глаза его были совершенно безумные.
- Макс, - прошептал он. - Ты только посмотри на это.
- Ты весь в пыли, друг мой. Твоя пылинка, увидь она тебя сейчас, просто сдохла бы от ревности.
- Макс, - ответил ему Шурф. - Ты не понимаешь.
В этом он, конечно же, был неправ. Макс прекрасно все понимал. Ему хватало воображения на то, чтобы заметить невидимые трещинки на метафорической маске, которую носил его друг. Новый Шурф был очаровательной комбинацией сэра Лонли-Локли и Безумного Рыбника - по крайней мере, в какой-то степени. Но в целом новый Шурф был кем-то другим, кем-то действительно новым - для всех, кроме двух человек: самого Макса, встречавшегося с ним в сновидениях, на Темной Стороне и в других мирах, и, как выяснилось совершенно случайно, леди Хельны.
В их встрече, произошедшей несколько дюжин дней назад, не было ничего удивительного: гуляя по чужому дому, глупо удивляться встрече с хозяйкой этого самого дома. Они столкнулись на небольшой площадке возле лестницы.
- Сэр Макс! - леди Хельна подскочила на месте. - Вы меня напугали!
Макс, Ночной Кошмар и сотрудник Тайного Сыска, испугался, на самом-то деле, не меньше.
- Я тут это, Шурфа дожидаюсь, - сразу же стал объяснять Макс. - Он должен был прийти через час после рассвета, но все еще не появился. Ходить кругами по его кабинету мне надоело, а из-за бальзама Кахара еще долго не удастся уснуть. Вот я и вышел погулять. Вообще-то я думал выйти в сад, посидеть на дереве или покачаться на качелях...
Леди Хельна нахмурилась. Максу тут же стало ужасно стыдно за свое поведение, но, оказалось, она всего-навсего пыталась послать зов Шурфу.
- Ну вот, опять, - пожаловалась она. - Пропадает в каком-то другом Мире, ну, что с ним делать?
В тот момент она не стала произносить вслух "это все ваше влияние, сэр Макс!", но Макс ее и так понял. Леди Хельна устроила ему экскурсию по дому: как-то так вышло, что Макс в их доме бывал лишь в кабинете Шурфа и в саду. Они заказали в одном из Скелетов завтрак для леди Хельны и ужин для сэра Макса.
Макс, всегда с некоторым отвращением относившийся к городским сплетням, обнаружил, что в пересказе леди Хельны они вполне имеют право на существование. Разговаривать с ней было очень легко, будто знакомы они были уже добрую тысячу лет. Для человека, далекого от Истинной магии, леди Хельна была весьма неплохо осведомлена в этом отношении. Не то чтобы Макс считал, что сэр Шурф не говорит о своей работе дома. Не то чтобы Истинная магия была секретом. Да и их путешествия в другие Миры для леди Хельны, очевидно, не были тайной. И, тем не менее, его удивила та легкость, с которой они говорили о Хумгате, и ее понимание тех вещей, которые Макс едва ли мог описать словами.
- А знаете, - сказала леди Хельна тихо, - этот ваш Город в горах - невероятное место. И Шурф в нем совсем не такой, как раньше.
- Вы были там?
- Делила с ним сон.
Макс угостил ее полудюжиной напитков из своего мира. Леди Хельна позвала его в Трехрогую Луну на выступление одного своего университетского приятеля. Шурф в то утро так и не объявился.
Нашелся он несколько часов спустя на Темной Стороне Ехо. Его отыскали Джуффин и Нумминорих, пока Макс проверял все известные ему места, в которых Шурф любил прятаться от суеты своего Мира: пустынные пляжи, Город в горах и еще полдюжины других Миров. Иными словами, Шурф нашелся, пока Макс спал.
- Слушай, - спросил он Макса тем вечером. - Мы ведь с тобой Тенями не менялись в последнее время? Только ты мог случайно угодить на Темную Сторону и зависнуть под ее прекрасным фиолетовым небом. Со мной такого никогда не происходило. Со мной такого просто не могло произойти.
- С сэром Лонли-Локли такого произойти не могло, а с тобой - почему нет?
Шурф протянул Максу раскрытую ладонь, прося сигарету иного мира. Когда от нее остался лишь пепел на столе Джуффина, Шурф ответил:
- Настал тот день, когда мне нужно поучиться у тебя самообладанию, Макс.
Он подождал, пока Макс отсмеется, и продолжил:
- Я абсолютно серьезен. Сколько раз мы менялись Тенями? Восемь? Мне кажется, ты меня обокрал. Раньше это не так бросалось в глаза, я думаю, но теперь это заметит даже ребенок.
Шурф прикоснулся кончиками пальцев к своим вискам, словно расправляя невидимую маску.
- У меня дома имеются все необходимые ингредиенты для изготовления Свечи Фиттеха. Хельна обедает с сэром Рогро завтра, поэтому мы сможем совершить Обмен Ульвиара у меня.
- И ты не боишься, что я снова тебя обкраду?
- Я надеюсь, что в этот раз мне удастся вернуть частичку украденного тобой.
После никто из них так и не смог понять, удалось ли Шурфу отобрать у Тени Макса необходимые ему частички своей прежней личности или нет. На Темной Стороне Шурф с тех пор не пропадал, но и никаких видимых признаков возвращения Лонли-Локли не наблюдалось. Скорее, наоборот.
- А что вы хотели, умники? - сказал им сэр Джуффин дюжину дней спустя. - Шурф приходит к тебе и говорит: что-то не то с моей Тенью. Не твоя ли это, Макс, Тень постаралась? И что вы делаете? О, вы меняетесь Тенями, юные гении.
Леди Хельна вернулась домой раньше, чем они ожидали. Заклинание уже было в силе и, соответственно, никакой опасности от ее нахождения в одном с ними доме не было. Теоретически.
- Интересно, - сказала она, понаблюдав за ними из дверного проема. - Кто из вас объяснит мне, что происходит?
Макс отлично помнил самый первый Обмен Ульвиара, то, как он мыслил и что он чувствовал по отношению к другим людям - вернее, не он, а Безумный Рыбник. Но с каждым разом в Тени Шурфа оставалось все меньше от Безумного Рыбника. Когда Макс увидел леди Хельну, его переполнила какая-то прежде неизвестная ему нежность. Ошарашенный, он схватился за рукав лоохи стоявшего рядом Шурфа. Объясняться с женой Шурфу пришлось самостоятельно. Выясняли отношения эти двое с помощью Безмолвной речи и с улыбками на губах.
Леди Хельна чуть ли не силой выставила их за дверь, сказав, что если им так хочется развлекаться с древней магией и быть кем-то другим, то лучше делать это где-то не здесь. К ней в гости вот-вот должны были заглянуть старые приятели из Королевского голоса, те еще сплетники.
Макс и Шурф поспешно сбежали практически на край Мира: на пустынное побережье Ташера. Они шли против сильного теплого ветра, шли плечом к плечу и не произносили ни слова. Курили. Макс не мог понять, откуда внутри это спокойствие и, в то же время, тревожность? Какая-то рассеянность, несвойственная Шурфу, несосредоточенность. Каждое дуновение ветра отвлекало его, песок под ногами слишком громко шуршал. И при этом весь этот монотонный шум завораживал Макса: напади на него кто-нибудь сейчас, он бы не успел отреагировать. Ничего удивительно не было в том, что Шурф не заметил, как оказался на Темной Стороне прошлым утром.
Шурф усмехнулся: Макс слишком громко думал. Прикоснулся ладонью к его плечу, останавливая. Сказал:
- Теперь понимаешь, что мне действительно необходимо заново научиться держать себя в руках?
- Да, но почему?
Шурф улыбнулся ему. В этот момент он мог улыбаться сколько пожелает.
- Хельна беременна, - сказал он. - Сама она об это пока еще не знает, но я уже чувствую его присутствие. С тех пор, как я проверил заклинанием свою догадку, никакие дыхательные упражнения не в состоянии мне помочь, - он помолчал немного, прежде чем добавить: - Я никогда не собирался быть отцом, Макс.
Произнесенное им "Макс" было едва слышно: ветер, волны и плечо Макса поглотили голос Шурфа.
- Сэр Лонли-Локли никогда не собирался становиться отцом, - ответил ему Макс. - Не ты.
Шурф не стал спорить, хотя Макс был уверен, что подискутировать на тему исчезающей маски сэра Лонли-Локли ему хотелось. Или не ему, а Тени Макса - тут уж разобрать было трудно. В любом случае, Шурф попытался было что-то возразить, но так и не произнес ни слова.
Они стояли, обнявшись, на краю Мира. Каждый обмен Ульвиара неизменно приводил их к этому моменту, когда каждый из них противостоял своим мыслям, возникавшим под воздействием чужой Тени. Шурф легко прикасался губами к шее Макса, можно было подумать: случайно. Макс дышал по системе. В такие моменты с самообладанием у них обоих все было в полном порядке.
- По-моему, хорошо, что у нового тебя будет новая жизнь.
- Я ожидал от нее чего-то иного, - ответил Шурф. - Столько лет... строго очерченные границы возможного поведения, столько ограничений и непрерывный внутренний контроль. Мне казалось - как это все-таки в твоем духе - что теперь, когда в существовании сэра Лонли-Локли больше нет необходимости, передо мной открыты все двери.
- Только не говори, что собирался шагнуть в Хумгат и кануть в лету. Не поверю.
- Сама возможность так поступить - вот что прекрасно. И знаешь, кто это говорит? Твоя Тень. Все-таки знакомство с ней сильно на меня повлияло. Пожалуй, ты прав, и сбегать из Ехо я не собирался - не всерьез, не надолго. Разве что к Франку в гости.
- К Франку всегда можно наведаться, вне зависимости от обстоятельств. У него всегда в кармане припрятана вечность-другая. Только для нас с тобой.
Макс не видел лица сэра Шурфа, но был уверен, что тот сейчас улыбнулся.
- Леди Хельна, кстати, поведала мне о вашей прогулке по Городу в горах. Сказала, ей там очень понравилось.
- Ну, разумеется. Первое путешествие между Мирами, да еще и в такое место.
- С каких это пор леди Хельна способна путешествовать между Мирами? Мне помнится, ты говорил, что у нее нет никаких особых способностей ни к Очевидной магии, ни к Истиной.
- Ты не догадываешься?
- А должен?
- Мог бы, - Шурф выпросил еще одну сигарету из иного Мира и, присев на берегу, закурил. - Стоило мне заметить Хельну в Шамхуме, я задал себе тот же вопрос. Понимая, что та Хельна, которую я знал, не смогла бы оказаться в нашем городе в Горах - точно также как прежде известный тебе сэр Лонли-Локли не мог так погрузиться в себя, чтобы нечаянно оказаться на Темной Стороне и потерять ход времени - я попытался смоделировать условия, при которых подобное все же могло иметь место. Понять те изменения, которые могли бы повернуть события таким вот причудливым образом.
- Изменения... как наше с Друппи превращение в звероподобное чудовище?
- Именно. Только ни в какое чудовище моя леди не превращалась - этому я был свидетель.
- Неужели ты хочешь сказать, что твой пока еще не родившийся ребенок утащил свою мать гулять по Шамхуму вслед за тобой?
Шурф коротко кивнул:
- Я читал о чем-то подобном. Вот только раньше считал такие истории чистой выдумкой.
- Вероятно, достаточно могущественные колдуны способны любую выдумку превратить в правду. Знаешь, - задумчиво протянул Макс, - мне не терпится с ним познакомиться. Представляю, как буду учить его таскать еду из другого Мира. Дядя Макс - как тебе это нравится?
Судя по всему, Шурфа такая перспектива не то чтобы очень обрадовала. Он покачал головой, но никаких комментариев относительно воспитания своего ребенка не высказал.
- Эй, но ты же не станешь его от меня прятать?
- Ты же не всерьез меня об этом спрашиваешь, Макс?
На мгновение Макс заметил сэра Лонли-Локли на месте Шурфа, но это видение быстро исчезло. Шурф протянул ему раскрытую ладонь - так, как всегда протягивал ее, прося сигарету. Но предыдущая только-только обратилась в пепел, а Шурф никогда не курил несколько сигарет подряд. Вместо сигареты Макс положил на ладонь Шурфа свою ладонь.
- Я бы никогда не стал тем, кто я есть, без тебя, сэр Макс. Это факт, а не красивые слова. Твоя Тень меня обокрала и она же ответственна за многие произошедшие со мной и с Безумным Рыбником изменения. Ты вернул мне Лиса и открыл двери в другие Миры. Ты...
- Полный придурок?
Шурф на это лишь покачал головой. Они поднялись с песка, отряхнули лоохи и побрели дальше по пустынному побережью Ташера.
Навстречу новой жизни.
- А теперь сконцентрируйся на том, что именно ты хочешь получить, - сказал Макс. - Ага, вот так, руку под подушку. Готова?
Хельна кивнула и, прикрыв глаза, задумалась о чем-то. Сидевший на дереве Шурф грустно улыбнулся, наблюдая за ними, и обратился к Максу с помощью Безмолвной речи:
"Ты же понимаешь, что как только ребенок родится, она не сможет повторить ни один из этих фокусов? Зачем ты это устроил?"
"Если это действительно ребенок, а не Хельна, значит, я просто заранее начинаю его обучение Истиной магии. Кто еще может таким похвастаться?"
Хельна резко выдернула руку из-под подушки и положила на колени плюшевое ярко-желтое солнце.
"Ну, слушай, в любом случае, вы только в выигрыше, - Макс поднял на Шурфа глаза. - Смотри сколько уже игрушек из иного Мира мы тут вам натаскали".
Шурф обвел взглядом сад, усыпанный игрушками из других Миров, и вернулся к чтению.
Хоть что-то должно оставаться неизменным в этом Мире, не так ли?
***
Название: Умирать я тебя не отпущу
Автор: magnolya
Фандомы: Макс Фрай
Персонажи: Шурф/Макс
Рейтинг: PG-13
Тип: слэш
Размер: мини
Саммари:
— А я-то уже приготовился с тобой спорить. Даже запасся разными разумными аргументами. Потому что основной: «умирать я тебя не отпущу», — мне самому кажется излишне эмоциональным, а значит, недостаточно убедительным.
— Да почему же. Вполне убедительный аргумент.
(с) "Я иду искать"
Примечания: Таймлайн 4-х Сновидений ("Я иду искать"), альтернативное разивтие событий, вроде как небольшие спойлеры, POV Шурфа.
читать дальше- Послушай, - говорю я ему и замолкаю.
Потому что хороших, разумных аргументов у меня уже не осталось. Если уж Макс что-то вбил себе в голову, лучше - легче - смириться и не путаться у него под ногами. Если уж он взялся кого-то спасать, рискуя собой, шанс отговорить его, конечно же, существует, но вероятность, что это произойдет именно сегодня, неумолимо стремится к нулю.
Логикой и весомыми аргументами его не проймешь, по крайней мере когда дело касается спасения утопающих, так что все, что у меня осталось, это излишняя, по моему мнению, эмоциональность, которую Макс мог бы назвать тузом в рукаве, но я-то знаю, что никакой это не туз, просто слова, которые вертятся на кончике языка уже добрую дюжину минут.
Я касаюсь его плеча. Говорю:
- Умирать я тебя не отпущу, так и знай.
Потому что я не из тех, кто ищет легкие пути. Потому что сдаться и дать ему заснуть для меня не вариант. Потому что я не знаю, как буду существовать в этом мире, если, умерев чужой смертью пять раз, Макс не вернется в Ехо.
Он злится. Он устал и не хочет больше спорить. Он не может заставить себя оставаться бодрствующим, зная, что в его руках пять человеческих судеб. И я бы соврал, если бы сказал, что не понимаю его сейчас.
Макс не вспоминает про тузов и про рукава, но я вижу, что аргумент мой все-таки имеет какую-то силу. Он грустно усмехается, словно спрашивает: ну и как ты собрался меня удержать? Я не убираю руку с его плеча. Держу и не отпускаю, вот и все.
- Шурф, пожалуйста, - говорит он тихо.
- Макс, - отвечаю ему, - не надо. Не уходи.
Все мои аргументы, продуманные заранее, ни о чем. Я это знаю и Макс это теперь тоже знает. Мы сидим рядом, Макс смотрит на меня через плечо, вполоборота: хочет, наверное, отвернуться, но не отворачивается. Единственный аргумент, к которому он готов прислушаться, наименее разумный из всех, что я вывалил на него до этого. Излишне эмоциональный. Предельно честный. Основанный на моих эгоистических интересах.
Раньше у нас всегда оставались сны, позже - встречи в гостях у Франка. Отсутствие Макса в Ехо всегда уравновешивало знание о том, что он есть где-то там, в другом Мире. В этот раз он рискует перестать существовать где бы то ни было, и смириться с этим я не готов.
Макс наконец отворачивается, не выдерживает моего взгляда. Я сажусь ближе и обнимаю его со спины. Он больше никуда не торопится и ему от этого больно. Позволяет мне отговаривать себя от этой безумной - честное слово, абсолютно безнадежной - затеи. И я говорю ему, что все будет в порядке, просто отлично, всего-навсего несколько дней потребуется на то, чтобы что-нибудь его отвлекло. Знаю, после он будет на меня сердиться. Пусть. Лучше уж так, чем пять чужих смертей, которыми он вот только что собирался умереть.
Со всеми этими наскоро состряпанными из ничего аргументами, дабы скрыть тот единственный, который по-настоящему важен, с этими никуда не исчезавшими переживаниями относительно нашего будущего, со словами, сказать которые было так трудно и так необходимо - со всем этим я не заметил, как пересек неизвестно кем и когда нарисованную черту между реальностью и сном. Мы с ним бесконечно близки и там, и тут, но только в других Мирах и в чужих сновидениях позволяли себе признаваться в своих желаниях.
- Вот черт, - говорит Макс, прерывая неизвестно когда начавшийся поцелуй, - умеешь же ты убеждать.
Я улыбаюсь - где-то внутри, на лице это вряд ли отражается. Дышу по системе. Сравниваю свои ощущения от близости с ним здесь, в Ехо, с теми, что были во снах и на наших берегах, в Городе, в застывшем во времени вечере в "Кофейной гуще". Здесь - немного не так, но я списываю это на необходимость прятаться за маской сэра Лонли-Локли и невозможность по-настоящему расслабиться. И на поросший травой пол древней усадьбы - это тоже что-то новое. Мы лежим на этом травяном полу и молча смотрим друг другу в глаза.
- Думаю, ты знаешь, что я хочу сказать, - произносит наконец Макс. - Прости, но я правда не могу позволить этим людям умереть.
А я не могу позволить умереть ему. Поэтому, наверное, я теряю голову, окончательно и бесповоротно.
- Тогда, - говорю, - я иду с тобой.
Макс вытаскивает из Щели между Мирами подушку. Это совсем необязательное условие для того, чтобы оказаться в одном и том же сновидении, ведь даже нахождения в разных Мирах нас не останавливало. Мы кладем головы на одну подушку, слишком узкую для нас двоих, и я вспоминаю путешествие в Кеттари и наш самый первый разделенный на двоих сон.
Макс обнимает меня и почти мгновенно засыпает, даже не потрудившись забрать с собой ишку с клубком чужих смертей. Я медлю. Если не брать ее в руки, а просто заснуть с ним рядом, или остаться бодрствовать и охранять его сон - ничего тогда не случится. Несколько сердитых взглядов и, может быть, полтора дня без его разговоров со мной - ерундовая цена за жизнь Макса.
Вот только даже эти гипотетические полтора дня важны. Меньше всего на свете мне хочется предавать доверие Макса, поэтому я дотягиваюсь до ишки и устраиваюсь удобнее, готовясь отправиться в его сон.
Я еще не знаю, чем поможет мое присутствие там, но отпускать его умирать одного за всех пятерых я не намерен.